Основная информация
Туннель в вышеградской скале
Сооружение туннеля в вышеградской скале для создания дороги и пешеходной связи с Прагой явились необходимым условием для развития пражских сельских предместий: Подоли, Браника и Ходковичек на рубеже 19 и 20 веков.
Чтобы в прежние времена попасть из Праги в Подоли, необходимо было огибать скалу Либуше по кривыми вышеградскими улочками, поскольку набережной еще не существовало, либо за приличную плату нанимать переправу вокруг скалы.
Такая ситуация была помехой и торговле, ведь из вышеупомянутых сел, являющихся сегодня неотделимой частью Праги-4, на рынки Старого и Нового городов пражских поставлялась не только рыба, но, в первую очередь, фрукты и овощи. Незаменимой статьей доходов были поставки камня для строительства.
Создание туннеля (по проекту В.Дворжака) началась в мае 1902 г. совместно со строительством каменной облицовки набережной и прокладкой дороги. Скала со стороны Подоли оказалась настолько твердой, что возникла необходимость использовать порядка 4 000 динамитных патронов. Родниковую воду со скалы собрали в штольню. Кладка стен была проведена очень тщательно из тесанных песчаниковых квадров с прослойками асфальта и бетона.
В ответ на опасения пражской общественности и, особенно, почитателей старого исторического облика Праги, о том, что это строительство нарушит вышеградский силуэт, было обещано, что порталы туннеля будут решены в романтическом стиле со средневековыми зубцами.
Известно, что вышеградская скала и находящаяся под ней глубокая влтавская заводь овеяны рядом легенд и повестей. Среди прочих рассказывали, что во времена правления княжны Либуше и ее мужа Пршемысла Чехия была так богата золотом и серебром, что из шахт якобы поднимали целые куски этих драгметаллов. Злато-серебро привозили на Вышеград, где Либуше укладывала его в глубокие пещеры в скале, с условием, что достать его можно будет лишь тогда, когда настанут на чешской земле плохие времена. Далее легенда гласила и о том, что клад в течение долгих веков сторожил от незваных искателей статный лев…
Однако романтические мечтания многих о том, что в ходе работ по пробивке тоннеля будет найдена пещера с легендарными сокровищами не менее легендарной княжны Либуше не были исполнены, хотя оставалась надежда найти клад при условии дальнейшего расширения туннеля. (Очевидно не настали еще «плохие» времена).
Основной объем работ проходил в течение 1903 года, когда было удалено 2000 м3 твердого и мягкого грунта, использовано 1120 м3 бетона, выложено 10 000 м2 кладки и 506 м2 плит покрытия. Туннель не совсем прямой, в плане он изогнут плавной дугой, его длина 34 метра, ширина 9 метров, в эксплуатацию был пущен в декабре 1904 г.
Благодаря этому небольшому по нынешним временам сооружению, пражские предместья получили небывалое развитие. Кроме того, в 1914 году был принят первый пациент в новом здании подольского санатория.
В конце концов, и «Старопражане» оценили туннель, ведь у них появилась прекрасная возможность посещать облюбованные места воскресных семейных выездов и совершать долгие романтические прогулки вдоль Влтавы. К тому же в тенистых подольских и браницких садах было открыто несколько загородных трактиров, ставших популярными благодаря отличной кухне и, особенно, фирменному блюду - жареной мелкой влтавской рыбке grundle, разумеется, "под доброе" пиво на разлив.
До сих пор Вышеградский тоннель представляет собой важнейшую часть городской коммуникационной системы, он служит практически всем видам пражского наземного транспорта и даже некоторое время под ним проезжали троллейбусы.